4.2. Динамически возвышенное

Массовый страх, охватывающий и заражающий социальные группы и слои, а также общество в целом, выражается в специфических формах, которые изучает социальная психология. В эпоху формирования религиозного сознания страх приобретает черты благоговейного ужаса перед высшим и непостижимым. Страх перед отчужденными силами в эксплуататорском обществе становится одним из регуляторов социального поведения. Психоанализ различает рациональный страх перед реальной опасностью и иррациональный, глубинный. Иррациональный определяется как результат не актуализированных жизненных стремлений, подавление не воплощенных жизненных желаний. Иррациональный страх выступает как способ функционирования сверх-Я -. В современном неофрейдизме Э. Фромма понятие страха приобретает особое значение: Страх - основной фактор формирования невротических типов личности, обладающий конструктивным характером.

Тема: Категории эстетики: возвышенное и низменное

Античность В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны.

и беспредельного, вызывают чувство восхищения, восторга, Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека предполагает преодоление человеком своей тревоги и страха. Источник.

Как и где зарождается страх? Что происходит с нашей психикой, когда мы чего-либо боимся? Если у вас есть какой-то страх, то задайте себе магический вопрос: Как я узнаю о своём страхе? Обычно звучат следующие ответы: Практически все люди начинают описывать свои ощущения. Причём у всех они разные.

/ Возвышенное

Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве 1. Прекрасное и безобразное Всякая наука пользуется понятиями, то есть логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой науке и в естествознании и обществоведении имеется своя специфическая система понятий, отражающая те или иные законы действительности.

Их взгляд, устремленный к возвышенным идеалам, не мог отдать должное способа жить и мыслить, который соответствовал бы природе человека, Голландский философ не приемлет чувства, которые нас порабощают в то же время предостерегает против легких путей: «Жизнь – источник радости.

Аналитика эстетической способности суждения. Аналитика прекрасного Первый момент суждения вкуса по качеству Второй момент суждения вкуса — по его количеству Третий момент суждения вкуса по отношению к целям, которые принимаются в них во внимание Четвертый момент суждения вкуса по модальности благорасположения к предмету Общее примечание к первому разделу аналитики. Но тогда и понятия, которые указывают принципам этого познания разумом их объект, должны обладать специфическим различием, так как в противном случае они не дают права на деление, всегда предполагающее противоположность принципов познания разумом, относящегося к различным частям науки.

Существуют лишь два рода понятий, которые допускают столько же различных принципов возможности их предметов: Однако до сих пор при делении различных принципов, а вместе с ними и философии, этими выражениями часто злоупотребляли; практическое в соответствии с понятиями природы отождествлялось с практическим в соответствии с понятием свободы, таким образом, при сохранении тех же названий — теоретической и практической философии — совершалось деление, посредством которого ибо обе части могли иметь одинаковые принципы по существу никакого деления не производилось.

Здесь в отношении практического остается неопределенным, есть ли понятие, которое дает правило каузальности воли, понятие природы или понятие свободы. Между тем это различие существенно. Ибо если понятие, определяющее каузальность, есть понятие природы, то принципы — технически практические; если же оно — понятие свободы, то принципы морально практические; а поскольку в делении науки разума все дело в различии предметов, познание которых нуждается в различных принципах, то первые должны быть отнесены к теоретической философии в качестве учения о природе , а другие составят вторую часть философии, а именно практическую философию в качестве учения о нравах.

Все технически практические правила то есть правила искусства и умения вообще или ума как умения влиять на людей и их волю , поскольку их принципы основаны на понятиях, должны быть отнесены к теоретической философии только как королларии. Ибо они касаются лишь возможности вещей в соответствии с понятиями природы, для чего необходимы не только средства, наличествующие в природе, но и воля в качестве способности желания, а тем самым и природной способности , поскольку она может быть определена в соответствии с этими правилами движущими силами природы.

Какова природа страха?

Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности.

Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное.

Прекрасная природа преимущественно обладает этим свойством, и оттого о воле, но не о частном, индивидуальном волении, каковы страх или желание чего-то, с этой противоположностью, солнце является одновременно источником света, В этом контрасте и заключается чувство возвышенного.

Сущность и понятие категории эстетики: Такие фундаментальные понятия науки называются категориями. Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: В данной работе будут рассмотрены категории: Низменное - сфера несвободы человека, негативная эстетическая ценность, крайняя степень безобразного и ужасного.

Низменное обычно воспринимает и характеризует явления действительности, таящие в себе грозную опасность для отдельных людей, народов, человечества в целом тирания, войны, фашизм, ядерное в2ооружение и т.

Учебник/Ю. Б. Борев-М,: Высш шк., 2002. 511с

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Следующая Категория возвышенного в отличие от категории прекрасного не получила развития в античной эстетике. Если она или близкие к ней категории рассматривались античными авторами, то только в связи с риторическими стилями. Впервые исследование, посвященное проблемам возвышенного, выходит в Англии в г. Бёрк опирался на традицию сенсуалистической эстетики идущей от Дж. Берк считает, что наши суждения о красоте основаны на опыте, в основе чувственного опыта лежат два вида аффектов:

Перечисляя важнейшие духовные источники возвышенного (необычайные мысли и страсти Люди никогда не испытывают чувства возвышенного при виде содержаться только в нашей душе, а не в явлениях природы или вещах. есть гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха и.

Возвышенное возвышенное —одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страхе, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания.

В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного—у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи—высокий, величественный, строгий. Эти идеи подытожил в сер. Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою.

Эстетическое сознание в византийско-православном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории , как образ , икона , символ , знак , выполняющие прежде всего анагогическую возводительную , т. Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного. Так, аббат Сен-Дени Суггерий 12 в.

В эксплицитной эстетике систематическое осмысление возвышенного начинается с трактата Э. Бёрк утверждал, что прекрасное и возвышенное имеют противоположные природы. Если прекрасное основывается на чувстве удовольствия, то возвышенное — на чувстве неудовольствия. Объекты, их вызывающие, также во всем противоположны. Все, что возбуждает ужас в человеке, может, по Бёрку, быть источником возвышенного.

Борев Ю. Эстетика: Учебник

Но чувство возвышенного не только связано с нравственным самосознанием. Через эту связь оно соединяет человека со с ве рх чу вс тв ен ны м миром. Именно этот ход мыслей сделал философию Канта исходной в развитии философии немецкого объективного идеализма. Из своей характеристики возвышенного Кант вывел м од ал ьн ос тьсуждения о возвышенном. Оно имеет свою основу в самой человеческой природе: Однако между вкусом и чувством возвышенного есть различие.

В общем и целом, чувство страха связано с чувствительностью к имеет более возвышенную природу: его источником служит опыт.

Что же касается динамически возвышенного, то оно, по теории Канта, приписывается природе не как величине, а как силе. Существенным признаком сил природы, рассматриваемых как возвышенные, является их способность внушать страх. Но одного этого условия еще недостаточно. Более того, кто действительно боится, тот вообще не может судить о природе эстетически, так как это или соответствует, или противоречит интересам людей.

Возвышенным сила природы представляется тогда, когда в суждении о ней человек ее находит страшной, но при этом не испытывает реального страха за свою жизнь и судьбу. Более того, страшные на вид предметы природы гром, вулканы, ураганы и т. Чувство превосходства над природой возвышается над страхом перед ее могучими явлениями. Правда, назначение человека и его способностей принадлежит отчасти и природе в виде задатков этих способностей, однако, как справедливо считает Кант, это только исходный материал.

Возвышенное это:

Прием остранения как опыт возвышенного от поэтики памяти к поэтике литературы И вот я не умею ни слить, ни связать все то странное, что я видел в России Виктор Шкловский1 Пожалуй, главной чертой, делающей русский формализм уникальным явлением в истории гуманитарной мысли, была внутренняя потребность его представителей, преодолевая границы теоретических спекуляций и исторических исследований, превращать литературу из объекта описания в предмет собственного творчества.

В этой статье меня будет интересовать один из аспектов подобной системности, создающей общий идейный контур из текстов, принадлежащих к разным жанрам научного и художественного письма. Я попытаюсь описать принцип остранения не просто как поэтический прием, но как эпистемологический метод, подводящий к познанию законов истории литературы и позволяющий, не снимая при этом противоречий, вписать собственную биографию в радикальный травматический ход истории.

ла ставки совершаемой работы, переформулировав вопрос о природе . ворку, что это чувство опасности должно претерпеваться таким образом, нического страха, «отодвигает» опасность за пределы нашего обычного ции: источник возвышенного переживания должен быть помещен на не- которое.

Это объективное эстетическое свойство, которое оказывает влияние на жизнь целых народов или всего человечества. Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, радости. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека - оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность. Одновременно оно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой, так как предполагает преодоление человеком своей тревоги и страха.

Как только мощное масштабное явление природы хотя бы опосредованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным. Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетические свойства: Возвышенное в обществе - это созданные руками человека гигантские технические сооружения, мощные социальные движения, охватывающие огромные массы людей, грандиозное по результатам творческое созидание. Типичными формами отражения возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность.

Ярким примером таких произведений являются египетские пирамиды.

Индийский йогин и мистик Джагги Васудев рассказывает о природе страха